Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Instagram

Конструкторское бюро "ШЛИЦА" инфо

Прототип- опытный образец устройства или детали в дизайне, конструировании, моделировании. 

Прототип- это идея для вдохновения (шаблон для проектирования. 

Шаблоны и выкройки. Выберите категорию (следите за новостями, выкройки постоянно пополняются)

ДЕТСКИЕ→     ВЗРОСЛЫЕ→      ТВОРЧЕСТВО→

Как шить из мембранных тканей

ЗАМЕТКИ ПО ШИТЬЮ МЕМБРАНЫ:

1. Мембрана требует ровности строчки, как это не парадоксально. Это не просто ткань, на изнаночной стороне нанесено мембранное покрытие, с виду, напоминающее прорезиненную ткань. Любое отклонение от ровности строчки влечет "волну" с лица. Выход - на мембране замечательно рисуют шариковые ручки и простые карандаши, как и цветные. Рисуйте, что угодно и строчите по нарисованному безо всяких проблем!
Показать полностью…
2. Мембранную ткань не утюжат. Иначе закроются "поры" ткани, через которую она "дышит", чем собственно и хороша мембрана - отводит лишнюю влагу от тела и сохраняет тепло внутри. Очень подходящая ткань для активных развлечений и для активных деток.
Если ткань слежалась и СИЛЬНО помялась, то поставьте утюг на "шелк" и легонько проутюжьте с лица. Если швы не разглаживаются совсем, прибавьте немножко температуры, но не сильно!!! Если совсем-совсем мятое, то положите на ночь под пресс это место. Еще отличный способ - положить на стул, на котором вы шьете, мятое место, накройте пеленкой или вроде того и...... спокойно шейте дальше, сидя на этом стуле. Через 2 часа не осталось и следа от заломов.
3. На мембранной ткани остаются следы от иглы!!! Из этого следует, что:
а) если Вам при пошиве требуется сметка или сколка изделий - делайте это чуть отступив от будущего шва стачивания! То есть, если припуск на шов у вас 1,5см, сметайте детали в 1см от края и проложите строчку в 0,5см от шва = 1,5см припуска.
б) можете воспользоваться методом насечек - сделайте насечки вместо наметки и строчите, совмещая метки. Метки можно ставить с той частотой, как вам удобно, например каждые 10-15см.
в) перестрочить одно и то же место НЕЛЬЗЯ! Рисуйте цветными мелками строчки, если не уверены в своем глазомере ориентира по краю или по лапке. С лица еще куда ни шло, а с изнанки будет строчка дырочек от иглы!
4. Мембранную ткань не проклеивают клеевыми укрепителями. См.п.2.
Исключения составляют детали, не несущие смысловую функцию мембранной ткани - карманы, листочки, ветрозащитные планки и т.п. детали. Их можно проклеивать и утюжить.
5. Мембранная ткань отлично стачивается любыми полиэстеровыми нитками и обычными универсальными иглами. Сложностей в отстрочке или движении ткани нет. Толстые, многослойные места можно смело сделать тоньше путем вынимания вырезания уголков припусков

СВОБОДА ОБЛЕГАНИЯ ДЛЯ ТЕПЛЫХ ВЕЩЕЙ:
Взрослым:
1. Блузка - 4-8см
2. Жакет - 8-10см
3. Пальто, куртка - 20-25 см
4. Брюки - 4-6см
5. Джинсы - 0-4 см зависит от ткани, из которой шьете
Детям:
1. Рубашки, кофточки - 2-6 см
2. Штаны улица - 6 см
3. Штаны домашние - 2-4 см
4. Куртки, пальто - 6-8 см
5. Куртки с утеплителем - 8-12 см
На утеплитель добавляйте не менее 6-8см свободы!!! Для детей лучше свободнее внутри, будет только теплее .
Замеры делаются ДО снятия выкройки и выкройка снимается по полученным меркам. Если модель утепленная предлагается, то в ней уже заложены все утеплители со свободой облегания на них. Если модель осенняя, а вам надо зимнюю, то плюсуете разницу осень-зима - 2-4см.
 

Складки в одежде

 

Их и не так много. Всего 3 варианта.

  1. Односторонние складки
  2. Встречные складки
  3. Бантовые складки

Односторонние складки: Всегда направлены в одну сторону (обычно по кругу). Если выполняется много односторонних узких складок – то, это уже защипы.

Защипы - мелкие, шириной 1 2 мм, застроченные складочки на деталях одежды. Служат декоративной отделкой, украшая манжеты рукавов, карманы, воротники, верх юбок или блузок по рукавам или горловине. Могут нести конструктивную нагрузку, заменяя вытачки, подчеркивая линии края. Их располагают группами или поодиночке, сочетают с кружевами, лентами, тесьмой и т. д.(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Встречные складки: Встречная складка состоит из двух односторонних складок, ее лицевые сгибы смотрят друг на друга.
И выполняются довольно просто. Первым делом сметайте, а затем стачайте по изнаночной стороне две складки по линиям лицевого сгиба до заданного участка,
затем, разложите припуски складок на равные расстояния от строчки и закрепите каждую складку в отдельности закрепляющей строчкой.

Бантовые складки. У бантовых складок  сгибы ткани расположены друг к другу на изнанке. В остальном они ни чем не отличаются от встречных складок.

 

Все три варианта складок хорошо показаны на рисунке-схеме

 Виды складокВиды складок

Простые складки выполняют из любых тканей, исключение составляют  очень толстые, ворсистые и тяжелые. Они прекрасно смотрятся как на плотных материалах (лен, хлопок), так и на летучих (шелк, атлас).

Все варианты складок можно застрочить, заутюжить или оставить мягкими.

Очень часто складки не заутюживают до края изделия. Полная заутюжка называется плесе и ее очень сложно выполнить в домашних условиях.

Если складки идут не по кругу, тогда их  и не располагают близко к боковым швам, так как такое положение складок сильно увеличивать объем и со стороны фигура смотрится намного полнее.

 Складки в одежде

Складки в одеждеСкладки в одежде

Манекен на себя своими руками

Манекен очень удобная вещь. Конечно, можно работать и без него, но, с ним удобнее. Если вы много шьете на себя Вам желательно иметь манекен на свой размер.  Купить манекен по своей фигуре очень сложно. Мы же такие разные! Не отчаивайтесь! Народные умельцы уже давно изобрели выход и из такой ситуации.

Посмотрите видео урок!

Учимся шить на швейной машине

Как сделать подъем в рукаве?

Очень часто собрав на сборку рукав мы ожидаем пышности, но, вдруг рукав вверху примялся и стал совсем некрасив. Что бы у вас такого не произошло делюсь с Вами секретом мастера. Нужно взять небольшой кусочек фатина (сетки) сложить складками и пришить к головке рукава с изнанки. 

Вот что получается в итоге. Посмотрите пример на готовой блузке:

На этом сарафане для танца использован тот же прием.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Косая бейка своими руками

На куске ткани рисуем линии под 45%. Ширина между линиями 4 см. Нарезаем полоски. Сшиваем.

Из плотной бумаге вырезаем шаблон. Ширина прорези внутри - равна ширине бейки в готовом виде. В прорези вставляем кончик нашей бейки. Выправляем ткань.

Заглажываем косую бейку утюгом

Вот так легко и просто сделать бейку своими руками.

Виды тканей их свойства

Хлопчатобумажная ткань (хлопок)

Имеет высокую гигиеническую способность, хорошо стирается, дышыт. Из хлопка производят разные виды ткани. От нежнейшего маркизета до джинсы и брезента. Производители часто добавляют в ткани с содержанием хлопка натуральные и синтетические волокна.

Лен

Также прочен и гигиеничен, хорошо стирается и гладится. Ткани из чистого льна сильно мнутся, при добавлении химических волокон приобретают упругость и несминаемость.  Ткани из льна используются при изготовлении женской и детской одежды, столового и постельного белья.

Шелк

Имеет красивый блеск, который проявляется в разной степени, в зависимости от характера крутки нити и способа переплетения - от матового, нежного на прозрачном креп-шифоне, до плотного, глубокого на атласе и креп-сатине. Шелковые ткани нежны, легки, пластичны, прекрасно драпируются и приятны к телу. Они хорошо стираются и хорошо гладятся. Креповые ткани слабо мнутся, но обладают высокой усадкой, которая исчезает при проглаживании во влажном виде.

Шерсть

Хорошо сохраняет тепло, часто используется для изготовления верхней одежды. Шерстяные ткани имеют очень богатый ассортимент. От тонких и полупрозрачных креповых тканей для нарядной женской одежды, до толстых, объемных пальтовых, типа драп и твид. Ткани из шерсти сваливаются и усаживаются - поэтому требуют специального ухода. 

Ацетатные ткани - легкие блестящие шелка с гладкой переливающейся поверхностью. К недостаткам их относятся неудовлетворительные гигиенические свойства, сминаемость и невысокая прочность, особенно при намокании. После стирки требуется утюжка во влажном виде, иначе ткань плохо разглаживается.

Полиамидные ткани имеют шелковистую поверхность, обладают высокой прочностью и устойчивостью формы, красивым внешним видом. Выпускаются в широком ассортименте - от нарядных платьевых тканей до пальтовых и специальных. Эти ткани негигроскопичны, легко стираются, обладают водо - и грязеотталкивающими свойствами и несминаемостью. Недостатком этих тканей является потеря прочности и цвета от длительного воздействия солнечного света. Гладить их можно только слабо нагретым утюгом, так как при повышении температуры они расплавляются. Эти ткани широко применяются для изготовления межсезонной и специальной одежды.

Смесовые ткани вырабатывают из нитей, содержащих различные волокна. Ассортимент таких тканей разнообразен: это и костюмно-платьевые ткани, по внешнему виду напоминающие шерстяные и льняные, и хлопчатобумажные, и различные плащевые ткани с имитацией поверхности от хлопка до шелка и шерсти. Ткани имеют разную степень гигиеничности, но, как правило, все несминаемые, хорошо стираются и гладятся, сохраняют форму и обладают достаточной прочностью.

Трикотаж - это вязаное полотно (или изделие) из одной или нескольких нитей. Получается трикотаж переплетением нитей с образованием петель на вязальных машинах различных типов. В трикотажном производстве используют почти все виды нитей и пряжи, производимые для текстильного производства. При изготовлении изделий из трикотажного полотна необходимо учитывать некоторые его особенности. Так, трикотаж гораздо растяжимее, чем ткань, причем он тянется практически во всех направлениях (тогда как ткань хорошо растягивается только под углом 45°). Эту особенность следует учитывать, определяя величину припусков на свободу облегания. 
Многие виды трикотажного полотна практически не осыпаются, что позволяет не обметывать внутренние срезы деталей изделия. Но при прорубании нитей у изделий из трикотажа может происходить распускание цепочки петель, что очень портит изделие. Поэтому подбирать иглы и нитки при работе с таким полотном нужно очень тщательно и выполнять машинные строчки на небольшой скорости.
Из-за большой растяжимости трикотажа при стачивании деталей швы следует слегка растягивать (чтобы в процессе эксплуатации не порвались нитки швов) или стачивать их строчкой "зигзаг".
В основные швы изделия, несущие большую нагрузку (плечевые, швы втачивания рукавов, шов соединения лифа с юбкой), необходимо проложить укрепляющую тесьму или узкие полоски ткани.
Трикотажные полотна почти не мнутся, но менее гладить их приходится, поэтому осторожно выбирайте режим нагрева утюга; трикотаж, содержащий синтетические волокна, не выдерживает высоких температур. Перед раскроем полотно из синтетики следует хорошо прогладить, чтобы оно дало усадку до того, как изделие будет сшито.

Основные свойства тканей

При раскрое, пошиве и влажно-тепловой обработке необходимо учитывать такие свойства тканей, как усадка и прорубаемость.
Усадка - это свойство изменять размеры при хранении, стирке, влажно-тепловой обработке. Для проверки степени усаживаемости нужно смочить край ткани (с кромкой) и проутюжить. Если в этом месте кромка вытянулась, ткань может дать усадку, поэтому перед раскроем ее следует декатировать. Синтетические ткани и изделия из них (тесьма, ленты) могут давать довольно сильную усадку при проглаживании - термофиксации.

Прорубаемость - это повреждение ткани иглой при строчке. Этим отличаются ткани с большой плотностью и из крученых нитей типа креповых, ткани, содержащие вискозные волокна, и аппретированные. Особенно опасно прорубание для трикотажного полотна. Поэтому машинные иглы и нитки для таких материалов следует выбирать особенно тщательно, следить, чтобы иглы были остры, частота строчки реже, скорость работы машины нужно уменьшить.

Прокладочные и клеевые материалы

Кроме вышеперечисленных тканей для пошива, в швейной промышленности, да и в быту, все больше используются нетканые материалы. Их ассортимент достаточно широк - это разные виды ватина, прокладочные материалы, такие как флизелин, синтепон и др.

Флизелин и прокламелин являются лучшими заменителями прокладочной ткани - бортовки, коленкора, бязи и т. п. Они не растягиваются, не линяют и не дают усадку, хорошо сохраняют форму, их легко раскраивать и шить. Если на них нанесено клеевое покрытие, то значительно облегчается технологическая обработка изделия. Детали прокладки, выполняемые из клеевого флизелина или других клеевых материалов, выкраиваются без припусков на швы. Накладываются они на изнаночную сторону изделия клеевым покрытием и проглаживаются горячим утюгом. Клей расплавляется и склеивает ткань с флизелином.

Ватин - это нетканый материал, полученный из распушенных и равномерно распределенных волокон простроченных на специальных машинах. Ватин различается по составу (хлопчатобумажный, шерстяной), толщине полотна, способу скрепления волоков.

Очень хорошей утепляющей прокладкой для куртки, стеганых пальто и других видов одежды является синтепон - нетканый материал, полученный синтетических волокон. Он гораздо легче ватина, упругий, не теряет форму и не сваливается. Синтепон не гигроскопичный, благодаря чему сильно не намокает и легко высушивается. К тому же он выпускается белого цвета и при стирке утепленных вещей не линяет и не оставляет пятен на ткани верха. Изделие после стирки сохраняет форму и не теряет объемности.

АЖУРНАЯ ТКАНЬ: тканый или трикотажный материал с тонкими, похожими на кружевные сквозными узорами.

БАРХАТ: ткань с густым, длинным (2-3мм), прямым ворсом. Бархат зачастую кроится в направлении против ворса.

БАТИСТ: легкая ткань полотняного переплетения из тонковолокнистого хлопка, льна, шерсти или вискозы.

БЕЛЬСЕТ: ткань из микроволокна с похожей на кожицу персика ворсистой и мягкой поверхностью, имитация велюровой кожи.

БУКЛЕ: ткань с неровной, узловатой поверхностью, которую образует пряжа с утолщениями.

ВЕЛЬВЕТ, БАРХАТ В РУБЧИК: собирательное название бархатных тканей с продольными рубчиками разной ширины, от очень узких до широких (1).

ВЕЛЮР: собирательное название мягких ворсистых тканей с густым коротким ворсом.

ВИШИ: двухцветная ткань в контрастную прямоугольную клетку, из хлопка или смешанных волокон.

ВОРСОВЫЙ ЭЛАСТИК: тонкое джерси с ворсистой поверхностью, напоминающей бархат.

ВУАЛЬ: прозрачная ткань полотняного переплетения, чаще всего из хлопка.

ВЯЗАНОЕ ПОЛОТНО: материал, имитирующий ручное вязание (9).

ГАБАРДИН: плотная ткань из хлопка, шерсти или из химических волокон с ярко выраженным мелким диагональным рубчиком на лицевой стороне, идущим всегда слева снизу направо вверх.

Рубчик придает габардину эффект ткани в полоску (5).

ГЛЕНЧЕК: ткань с рисунком из наложенных друг на друга клеток. Клетки могут отличаться по цвету или быть тон-в-тон (6).

ГОБЕЛЕН: пестрая узорчатая ткань приглушенных цветов с расплывчатыми переходами от одного цвета к другому.

ДВУХСТОРОННЯЯ ТКАНЬ: собирательное название тканей, которые имеют две различные лицевые стороны.

ДЕНИМ: джинсовая ткань, у которой окрашена только нить основы. Уточная нить — белая. Благодаря такому переплетению лицевая сторона чаще всего синяя или черная, а изнаночная — белая (2).

ДЖЕРСИ: собирательное название разнообразных трикотажных материалов, от легкого джерси-поло до толстого шерстяного джерси.

ДЖИНСОВЫЕ ТКАНИ: ткани преимущественно хлопчатобумажные, часто с небольшим ворсом. Предварительно выстиранные для того, чтобы придать характерный для джинсовой одежды слегка поношенный вид.

ДРАП: мягкие объемные ткани с длинным ворсом.

 

ДЮВЕТИН: так называемый фальшивый бархат — ткань атласного переплетения из хлопка или вискозы с утолщенными уточными нитями. После крашения ткань начесывают, и она становится шероховатой.

ДЮШЕС: очень блестящий высококачественный сатин из шелковых или химических волокон.

ЖАККАРД: собирательное название всех тканей, в узоре которых чередуются различные виды переплетения нитей. Применение разных нитей для основы и утка (например, матовой и блестящей, светлой и темной) усиливает этот эффект (7).

ЖОРЖЕТ И КРЕП-ЖОРЖЕТ: ткань ИЗ сильно перекрученных нитей креповой крутки имеет неровную, мелко структурированную поверхность. Ткань мягкая, струящаяся на ощупь — «песчаная».

ИСКУССТВЕННЫЙ МЕХ: собирательное название для тканей или трикотажных материалов, покрытых густым ворсом, которые хорошо имитируют натуральные меха и очень различны по длине ворса и расцветке.

КЛОКЕ: креповая двухслойная тканье «пузырчатой» поверхностью. В процессе отделки нижний слой ткани стягивается, и верхний слой образует неравномерные вздутия. Клоке нельзя утюжить.

КОЖА: натуральные шкуры животных. Различают наппа-кожу (лайковую) с гладкой поверхностью и кожу велюр с ворсистой поверхностью.

КРЕП: собирательное название тканей с зернистой, узлистой поверхностью, приобретенной благодаря креповой крутке пряжи, переплетению нитей или тиснению на ткани.

КРЕП С ПРОДОЛЬНЫМИ СКЛАДКАМИ: искусственный креп с поверхностью, напоминающей древесную кору.

КРЕПДЕШИН: тонкая тканье неровной поверхностью из пряжи креповой крутки полотняного переплетения, имеет зернистую поверхность.

КРИНКЛ, КРЭШ: жатые ткани. Складки часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно.

КРУЖЕВО: существует много разновидностей кружев: вышитые (плауэнские), тканые (машинные), плетенные на коклюшках (валансьенские) или вязанные крючком (басонные).

ЛАВАБЛЬ: хорошо переносящая стирку легкая креповидная струящаяся ткань, с гладкой поверхностью, из шелковых или химических волокон.

ЛАМЕ: блестящая, переливчатая ткань с металлическими и другими блестящими эффектными нитями.

ЛОДЕН: средние и тяжелые шерстяные ткани, очень плотные, благодаря валянию, и очень ноские. Ворсистый лоден — покрытая длинным, прилегающим в одну сторону ворсом ткань, сукно-лоден — тканье матовой поверхностью без ворса, напоминающей фетровую.

МАТЛАССЕ: двойная ткань с рельефным, как бы «стеганым» узором.

МАХРОВАЯ ТКАНЬ: объемная мягкая ткань из петлистой пряжи.

МОКРЫЙ ШЕЛК: шелковая ткань, которая после стирки и трения приобрела слегка пушистую «персиковую» поверхность. Мокрый шелк не стирают, а отдают в химическую чистку.

МУАР: ткань репсового переплетения с тонкими нитями основы. Имеет волнистый узор, который наносится при тиснении (каландрировании).

МУСЛИН: легкая и неплотная ткань полотняного переплетения, преимущественно хлопчатобумажная или шерстяная.

ОРГАНЗА: прозрачная жесткая ткань полотняного переплетения.

ПАЛЕТ: ткань или трикотажный материал с нашитыми сверкающими пластинками из металла.

ПАНБАРХАТ: очень блестящая бархатная ткань с прессованным ворсом.

ПАПИЙОН: шерстяной поплин с мелким поперечным рубчиком.

ПЕПИТА: ткань в мелкую светло темную клетку (6).

ПИКЕ: ткань с рельефным рисунком, напоминающим машинную строчку.

ПЛОТНАЯ ТАФТА: средней плотности хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.

ПОДКЛАДОЧНАЯ САРЖА: ткань, у которой обе стороны «лицевые»: одна поверхность креповая, матовая, а другая — блестящая, гладкая.

ПОПЛИН: ткань репсового переплетения, которое образуется очень тонкими нитями основы и более толстыми нитями утка.

РЕПС: ткань с ярко выраженными рубчиками, чаще всего поперечными.

РИБАНА:  эластичное полотно с видимыми поперечными переплетениями нитей. Как на изнаночной, так и на лицевой стороне можно разглядеть своеобразные косички из мелких петелек пряжи. В основном ткань рибана применяется для отделки готовых изделий – для формирования манжетов, воротников и т.д. Однако она может использоваться и как основной материал для пошива белья или предметов гардероба.

«РИМСКОЕ ДЖЕРСИ»: тяжелый мало-эластичный двухсторонний трикотаж, чаще всего из высококачественной натуральной шерсти, с обеих сторон имеющий лицевые петли.

САРЖА: грубая хлопчатобумажная ткань с диагоналевым эффектом.

САТИН: очень гладкая, мягко падающая ткань с блестящей поверхностью.

ТРИКОТАЖ С МАХРОВОЙ/ВОРСОВАННОЙ ИЗНАНОЧНОЙ СТОРОНОЙ: полотно из хлопка или смеси хлопка с другими волокнами (8).

СИРСАКЕР: ткань, у которой вся поверхность или отдельные полосы напоминают древесную кору. У настоящей ткани с этим названием эффект достигается благодаря особому переплетению нитей, у «фальшивой сирсакер» — благодаря отделке (химической обработке) ткани.

СУКНО: шерстяная ткань полотняного переплетения, которая благодаря валянию и заключительному начесу приобретает поверхность, напоминающую войлок.

ТАФТА: ткань из натурального шелка или химических волокон. Жесткость приобретается в процессе отделки (химической обработки), и поэтому тафта сильно мнется.

ТВИД: ткань из грубой шерстяной узловатой пряжи, имеющая вид ручной отделки. Основа и уток часто бывают разной окраски.

ТЕРМОВЕЛЮР: пушистая ткань с двухсторонним ворсом, очень теплая, воздухопроницаемая.

ТКАНЬ «В ЕЛОЧКУ»»: ткань саржевого переплетения с ярко выраженными диагонально направленными полосками (4).

ТКАНЬ «КУРИНАЯ ЛАПКА»»: ткань с мелким рисунком, напоминающим клетку. Для ткани типичны зубчики на углах клеток (3).

ТРИКОТАЖ В РУБЧИК: эластичный материал с чередующимися лицевыми и изнаночными петлями.

ТЮЛЬ: прозрачная сетчатая ткань, часто с сотовой структурой.

ФАСОННАЯ: тканье мелким узором, который образуется сменой вида переплетения. Чаще всего с матово-блестящим эффектом.

ФИЛ-А-ФИЛ: ткань со ступенчатым мелким рисунком, который образуется чередованием светлых и темных нитей основы и утка.

ФЛАНЕЛЬ: собирательное название тканей из хлопка, вискозы или шерсти, с одно- или двухсторонним начесом.

Как узнать вид материала

Чтобы проверить какой именно у вас материал, поднесите зажженную спичку к узенькой полоске ткани.

Натуральные растительные волокна (хлопок, лен, конопля) легко поджигаются. Горят большим ярким пламенем. Ощущается запах жженой бумаги. После сгорания остается воздушный пепел серо-белого цвета.

Натуральные животные волокна (шерсть) горят медленно. Пламя слабое, подрагивающее. Ощущается характерный запах паленого волоса. Зола черная или коричневая, легко крошащаяся.

Натуральный шелк. При горении ощущается запах паленых волос, менее неприятный, чем при горении шерсти. На конце горевшей нити образуется обугленный хрупкий шарик, легко дробящийся.

Искусственные волокна (вискозный шелк, хлопкоподобные и шерстеподобные) горят быстро ярким пламенем, как растительные волокна. Ощущается запах жженой бумаги. Пепел светлый.

Полиамидные волокна горят без запаха и одновременно плавятся. После удаления из огня горение прекращается. На конце горевшей нити образуется медленно остывающая пластическая масса, сильно обжигающая. Остынув, она превращается в твердый шарик.

Полиэфирные волокна горят как полиамидные, но более устойчивы к повышенной температуре.

Полиакрилонитрильные волокна горят без запаха и плавятся. После удаления из огня продолжают гореть, превращаясь в пластическую массу. Остынув, образуют твердый шарик.